Доклад подготовлен
А.А. Ерёменко,
кандидатом исторических наук,
научным консультантом исторической комиссии
Федеральной нотариальной палаты,
вице-президентом Международного института истории нотариата
(Франция, ГНОМОН)

«Святые нотарии: от пера к духовному подвигу»

I. Доминанты эпохи. 
Многие события IV века были детерминированы политическим, культурным и религиозным кризисом Римской Империи. Но два из них, приобрели общецивилизационное значение.
К их числу следует отнести Миланский эдикт императоров Константина и Лициния (313 г.), разосланный «по городам и весям» Империи, о религиозной терпимости, свободе вероисповедания, и, в том числе, христианского, и возврате христианам и их общинам ранее отнятой у них собственности. Евсевий Кессарийский - отец церковной истории, так об этом пишет: «… Константин и с ним Лициний …почитая Бога дарователем всех ниспосланных ими благ, единодушно издали закон, для христиан совершенно превосходный…».
Ещё одной важной вехой этого периода, определившей направление вектора дальнейшего развития истории и сознания современников, можно считать перенесение столицы империи из Рима в Константинополь. Официально появление «Второго Рима» произошло 11 мая 330 года.
Новый Рим «объединил» Европу и Азию, культурно-историческое наследие Древней Греции и «Первого» Рима, языческий эллинизм и христианство, выразив это в христианско-греко-восточной культуре, именуемой Византийской цивилизацией. Он многое дал ей и научил её многому: премудростям политики, дипломатическим играм, военным хитростям, почитанию культуры и искусства и пр. 
В этом «многом» по ясному свету, обращенному к будущему, безошибочно определяется и насыщенная эпоха духовных истоков христианской религии, воплотившаяся в любви, страдании, мученичестве, служении истине, стремлении к очищению души от скверны, темноты и пороков. 
В бесконечно длинном, числе подвигов во имя Веры, есть и духовный подвиг служителей церкви Маркиана и Мартирия, события из жизни которых для нас представляют особенный интерес, поскольку были непосредственно связаны с исполнением ими нотариальной функции.

II. «Носители» нотариальной функции.
Функция создания компетентным лицом квалифицированного доказательства была уже особо востребована на заре европейской цивилизации. Николай Ляпидевский отмечал, что «Римская юриспруденция, выработавшая формулы и формуляры для правовых сделок римского народа, наблюдала в лице своих представителей за облечением этих сделок в письменную документальную форму…». Причем наблюдала, образно выражаясь, в двух своих ипостасях: с одной стороны, в лице выдающихся римских юристов-мыслителей (среди их числа можно, например, вспомнить Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая и др.), - а с другой, в лице практиков, вкладывавших правовой материал в традиционную формулу, - нотариев и табеллионов.
О первых много сказано в «Римской истории» Аммиана Марцеллина. Он писал, что нотарии составляли особую «схолу», группу служащих. На них возлагались особые поручения. В их ведении была финансовая и налоговая политика, гражданское и военное чинопроизводство. Зачастую нотариям поручались дипломатические функции. Но их главной деятельностью было составление актов: они вели протоколы заседаний императорского совета. 
Вторые же, табеллионы, также выполняли нотариальные функции, но не находясь на службе. 
В начале IV века статус лиц, осуществлявших нотариальную функцию значительно вырос. Нотарии были привлечены для «закладки» бюрократического фундамента империи, для строительства государственного аппарата новой столицы императором Константином. 
Должность нотария, по убеждению упомянутого Аммиана Марцеллина, возникла от должности придворного стенографа. Константин Великий учредил специальную «schola notariorum», высшую императорскую канцелярию, первый чин в которой назывался primicerius, а второй - tribunus ас notarius. Нотарий в качестве должностного лица занимал весьма высокое положение и по поручению императора направлялся в провинции для контроля и руководства деятельностью чиновников, особенно в вопросах судопроизводства.
В связи с развитием права, усложнением отношений, присоединением новых территорий нотариальная функция была очень даже востребована. Документы нотариев и табеллионов упорядочивали оборот, отражали жизнь государственного организма, общественные отношения и эволюцию правовых норм и институтов в Империи, вообщем содействовали превращению Константинополя в «Мастерскую Великолепия». 
С этого же времени институируется структура церковных нотариев. Особое значение их деятельность приобретает в контексте проведения Вселенских Соборов, на которых обсуждались и выносились решения доктринального, церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. В ходе их деятельности, как известно была сформирована догматическая основа христианства. 
В начале XX века профессор Московского государственного университета А.П.Лебедев внимательно исследовал роль нотариев в деятельности Соборов. В своем труде «Духовенство древней Вселенской церкви» он указывал: «Трудно перечислить все, что обязательно должны были записывать официальные нотарии, - эти ответственные протоколисты. Без сомнения они, прежде всего, в своих списках отмечали лиц присутствовавших… Затем записывали все речи и замечания, какие только сказаны были участниками Собора, воспроизводили целиком соборные прения и даже всякие восклицания … При чтении записи вышеприведенных восклицаний, по нашему суждению (пишет он) ярко выступают две черты, характеризующие наших нотариев: во-первых, изумительная аккуратность их, способствующая им уловлять разные мимолетные заметки, какие делались участниками Собора, во-вторых, их, так сказать корректность: они не делают выбора между восклицаниями, не подсвечивают их сообразно соборной тенденции, а заносят на страницы актов все восклицания, не взирая на то, что некоторые из них несомненно очень пикантны и носят характер большой субъективности. Но за все это мы должны выразить великую благодарность скорописцам (читай, - нотариям) Вселенских Соборов». 
Упомяну ещё одну черту, характеризующую роль нотариев на Соборах и значению созданных ими актов. Так, не допускался отказ епископу иметь с собой нотария. Если же это происходило, решение Собора могло быть признано незаконным. (К месту сказать на этом основании, а именно отсутствии достоверных актов, оспаривались решения Вселенского Эфесского Собора 449 года). 
В своих актах нотарии, оказавшись волею судеб у истоков формирования христианских канонов, зафиксировали и Символ веры, и канонические правила, и послания императоров, пап, патриархов, челобитные и др. Профессор А.П.Лебедев не без основания считает нотариев создателями актов наравне с правоспособными членами Соборов. 
В этой связи становится понятным, почему деятельность нотариев так высоко оценивалась церковью.

III. От пера - к духовному подвигу. 
История раннего христианства описана во многих исторических источниках. Но, как и любые другие, не все из них отвечают главному требованию - достоверности. Условно «разделяясь» на две категории - «церковные источники» и «иные», они, нередко, содержат не только противоречивые мнения, суждения и оценки, но и факты, события, обстоятельства. Разобраться в истинности последних и преодолеть некоторый субъективизм первых, возможно только посредством кропотливого источниковедческого анализа, неотъемлемой частью методы которого, является сопоставление. 
В этой связи, применительно к интересующим нас событиям 50-х годов IV века в Константинополе, связанных с жизнью и деятельностью двух нотариев Софийского Собора, уместно обратиться к известным источникам и того и другого вида. 
В церковной традиции, сформированной на основе писаний церковных историков отмечается, что Маркиан и Мартирий несли послушание в качестве нотариев в Софийском Соборе Константинополя при патриархе Павле Исповеднике, о котором источники говорят как о «светильнике благочестия» для всего мира. Патриарх Павел был избран на кафедру на Соборе в отсутствие императора Констанция, который будучи недоволен выбором, вернувшись в Царьград из Антиохии, отдал патриарший престол некоему Македонию из числа ариан. Позже Павел по указанию уже императора Западной Римской империи Константа был восстановлен на престол, однако опять был патриархом не долго, ровно до того момента, когда Констант пал жертвой заговора. Патриарха Павла сослали в г. Кукузы и впоследствии умертвили. Именно в это время (первая половина 50-х гг. IV - го века) усиливаются гонения арианства на православие. Жертвами арианства в 355 году стали и два клирика, служивших при Павле - Маркиан и Мартирий. В «Житии Святых» святителя Дмитрия Митрополита Ростовского, например, сказано: «…Были же они нотариями, писавшими учения патриарха и излагавшими деяния, коими утверждалось благочестие… По изгнании и смерти святого Павла, ересеначальники обратили свой яд на учеников его, Маркиана и Мартирия… Они пытались хитрою лестью обратить их от православия к своему нечестию. Они предлагали угодникам Божиим много золота, обещали исходатайствовать им у царя великие милости, возвести их на архиерейские кафедры и сделать их обладателями больших имений, если только они согласятся с вводимою ими ересью. Но угодники Божии презрели все сие: золота не приняли, обещанные им почести отвергли и над лукавством нечестивых посмеялись, предпочитая принять, ради благочестия, поношение, бесчестие, муки и даже смерть, нежели, живя в ереси, пользоваться богатством, славою и почетом. Тогда еретики… осудили их на смерть… Помолившись, они преклонили под меч свои святые главы и были казнены…Некоторые из верующих взяли их честные мощи и погребли у ворот Меландийских, в том же городе Константинополе».
Теперь посмотрим, как эти события описывал Эрмий Созомен Саламинский византийский адвокат, раннехристианский писатель-историк, автор «Церковной истории». Созомен, живший предположительно в первой половине V - го века, по сути, полностью подтверждает эту церковную традицию и, таким образом, источники сходятся не только в том, что нотарии действительно претерпели мученическую смерть, но и в том, что они оказались достойными принять её, став образцом и духовным источником для последующих поколений верующих. 
В своей «Истории», Созомен, в частности, указал: «В числе других были также умерщвлены Мартирий и Маркиан… Они мужественно претерпели смерть… Гробница их, за стеною Константинополя, знаменита, как памятник мучеников, и заключена в храм, который начал строить Иоанн, а докончил Мисиний, бывшие после того времени предстоятелями константинопольской Церкви. Они почли непристойным, чтобы принадлежащих мученикам почестей лишены были те, которые прославлены самим Богом; ибо это место, где отсекали головы осужденным на смерть, было прежде неприступным от привидений, но потом очистилось, - тогда на гробнице их одержимые демоном получали исцеление от болезни и совершалось много других чудес. … Кому это кажется невероятным, тот без труда может обстоятельнее расспросить о том людей знающих, - и ему, должно быть, расскажут нечто, ещё более удивительное…, заключал Созомен.

IV. «Мелантийские ворота».
В этой связи конечно представляет интерес вопрос о месте казни святых нотариев, как и многих других мучеников, которые, как свидетельствуют источники, претерпели мученичество в одном месте где «отсекали головы осужденным насмерть».
Но давным-давно уже не у кого расспросить о тех событиях, произошедших в 50-е годы IV - го в Константинополе. Скудны и источники, которые и относительно места казни святых нотариев (ворот где «совершалось много чудес») содержат немного определенности. Например, в историографии фигурируют несколько названий ворот, созвучных указанному выше: «Мелантийские», «Меландийские», «Меландизийские», «Ворота Мелантия» и др. Рассматривая этот непростой вопрос, стоит вспомнить, что первые крепостные стены в Константинополе были возведены ещё при императоре Константине в 2,8 километрах от древних стен Византия. В этих древних крепостных стенах имелись ворота, которые назывались «Ворота Мелантия». Как выглядели ворота можно судить по миниатюре из Минология Василия II, - древнейшего сохранившегося иллюстрированного византийского манускрипта. На миниатюре художник изобразил «Ворота Мелантия», состоящие из двух арочных перекрытий. Они фланкированы крепостной башней с правой стороны. Крепостная башня была и слева, но в миниатюре она не нашла своего отражения, в связи с избранным художником сюжетом. Можно с большой вероятностью предположить, что Ворота Мелантия в обычной жизни горожан именовались «Мелантийскими» («Меландийские»), также как они указаны в церковной традиции.
В V-веке географически расширившийся Константинополь обрел новые крепостные стены, сооруженные в трех километрах на запад уже от стен Константина. Крепостные стены времен Константина постепенно утратили свое стратегическое значение и с течением времени разрушились. Новые стены были возведены при императоре Феодосии II. Они также имели ворота, которые назывались «Мелантийскими». Ворота находились севернее от Золотых ворот. Но во время интересующих нас событий, этих стен, как и ворот ворот не существовало. Однако они, непосредственно связаны с «Мелантийскими» воротами Константина и, вероятнее всего, были названы так в связи с совпадением направления важного городского пути, следовавшего от Мелантийских ворот Константина, через то место, где были позже построены Мелантийские ворота Феодосия. 
Кроме того, можно предположить, что само это направление именовалось «мелантийским» в связи с деревней под названием Малантия, в которой находилась вилла византийских императоров. 
Наличие созвучных названий ворот в крепостных стенах Константина и крепостных стенах Феодосия, возможно, привело к неверному толкованию в литературе места мученичества святых нотариев Маркиана и Мартирия. 
Нам довелось оценить на месте все эти обстоятельства. Находясь на стенах Константинополя, наблюдая за панорамой города, используя его план разных периодов времени и методы исторической топонимики, очевидно понимаешь, что названия ворот тесно связаны между собой, и то место, где верующие получали исцеление у гробницы святых нотариев у ворот Мелантия, было связано одним направлением и, вероятнее всего находилось между «старыми» и «новыми» стенами: сейчас это примерно в 3 км. на Юго-Восток от нынешних ворот под названием Мевлане - Капи.

V. Память.
Приведенные нами источники также указывают и ещё на одно обстоятельство, представляющее значительный интерес при изучении вопроса о жизни и мученичестве святых нотариев. Они повествуют, в частности, об отношении к этому духовному подвигу современников. Инициировал обращение к памяти о мучениках выдающийся церковный деятель Иоанн Златоуст: «…Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы».
Иоанн Златоуст, один из трех Вселенских святителей, знал силу слова и, как известно, говорил: «Столько же создать может слово, сколько разрушить страх». Отношение к слову как к ценности звучит в данном ему паствой имени «Златоуст». 
Не случайно, поэтому, что именно при Великом Иоанне Златоусте, были возданы почести святым нотариям, в связи с их духовным подвигом, и как истинным христианам и как представителям профессиональной службы «слова писанного». 
После событий 355 года в Константинополе взгляд на статус нотариев (табеллионов, табулляриев) государственной властью был пересмотрен. Например, закон императоров Восточной и Западной Римских империй Аркадия и Гонория в 401 году в статье о «табуляриях, логографах и цензуалах» устанавливал, что табуллярием мог быть только свободный человек: «Если в каких-либо провинциях или отдельных городах появится нужда в табулляриях, чтобы назначались свободные люди, а не открывался доступ к этой должности тем, кто будет обязан служением частному лицу. 
Следует отметить и ещё одно обстоятельство, явно свидетельствующее о сохранении стойкой традиции уважения к представителям «нотариальной службы» в византийском мире в более поздний период раннего средневековья. В частности, при посвящении в должность новый табуллярий должен был прийти в ближайший по месту его жительства храм божий, в котором «…он снимал свою эфестриду и, одетый в белую фелонь (священническое облачение), получал от священника благословение после молебна.
По мнению известного византиниста М.Я. Сюзюмова в храме, вероятно, существовал, специальный придел с престолом, посвященным «покровителям» нотариусов - святым Маркиану и Мартирию.
Традиция обращения к памяти Святых нотариев и их почитания появилась и у нас в России. 19 октября 2012 года в ходе проведения I-й в истории России научно-практической конференции «Нотариат: истоки, традиции, современность», организованной Исторической Комиссией ФНП, в Князь-Владимирский Собор Северной столицы была водворена икона святых мучеников Маркиана и Мартирия. Спустя год такая же икона появилась и в новом здании Федеральной нотариальной палаты.
P.S. В этой истории, как в зеркале отражается не только история отдельной профессии, города или «тающей» на глазах Римской Империи. В ней усматривается вся история рода человеческого как со всеми его благими делами, так и со всеми его пороками, иногда, увы, поражающими воображение: корыстью, завистью, ненавистью, обманом… Они всегда взаимосвязаны и иногда «плавно» переходят друг в друга, меняя свои лики …, но в любом случае поглощают и омрачают весь невероятный, необъятно-глубокий смысл человеческого предназначения. Но радует то, что пока будут пороки - будут и мученики и пророки, поскольку стремление к истине всегда актуально, и как правильно сказал когда-то поэт А.Дольский, «только правда, как и прежде, героизм и маята…». 
Может быть иногда, лишь благодаря таким людям, видящим свет истины, их духовным исканиям и подвигу, вдруг, ставшему для нас откровением и нас озарившему, мы, наконец-то, пусть даже через длительное время, но поймем всю непреходящую ценность содержания тех духовно-нравственных ориентиров, к которым нам следует идти, не взирая на любые трудности, не сворачивая с намеченного пути, не идя на сделку со своей совестью.
Он (путь), конечно, у каждого свой. Юристов к истине может вести закон. В данном случае подходит, например, и общечеловеческий - «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия:

01. Удостоверяют сделки;
02. Выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
03. Налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;
04. Свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
05. Свидетельствуют подлинность подписи на документах;
06. Свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
07. Удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
08. Удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
09. Удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
10. Удостоверяют время предъявления документов;
11. Передают заявления и (или) иные документы физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
12. Принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
13. Совершают исполнительные надписи;
14. Совершают протесты векселей;
15. Предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
16. Принимают на хранение документы;
17. Совершают морские протесты;

18. Обеспечивают доказательства;
19. Удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
20. Регистрируют уведомления о залоге движимого имущества;
21. Выдают выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
22. Выдают дубликаты нотариальных свидетельств, исполнительных надписей и дубликаты документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок;
23. Удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
24. Удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;
25. Представляют документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
26. Удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
27. Выдают свидетельства о праве на наследство;
28. Принимают меры по охране наследственного имущества;
29. Удостоверяют решения органов управления юридических лиц.

 

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия

С вступлением в силу 1 марта 2002г. третьей части Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) Россия обрела вполне современное наследственное право. Но вместе с этим, действующее законодательство РФ далеко несовершенно. В различных отраслях права существуют положения, которые порождают неоднозначное толкование норм, посвященных общему имуществу супругов в случае открытия наследства.

Перед визитом к нотариусу всегда лучше знать заранее перечень документов необходимых для совершения нотариальных действий. Вашему вниманию предложен список документов, важных для получения наиболее распространенных услуг:

JoomShaper